ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
по Стандартам, Энергетическому и Техническому Надзору
Горячая линия
+7 (940) 777-54-58 (Вторник, Четверг с 9:00 до 17:00)
+7 (940) 777-54-58 (WhatsApp, Viber)

О Госстандарте

Государственный комитет Республики Абхазия по стандартам, потребительскому и техническому надзору(далее - Комитет) создан в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Абхазия от 23 марта 1994 года N 94 "О создании Республиканского Управления по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Абхазия (Госстандарта Республики Абхазия)" и является центральным органом государственного управления Республики Абхазия, осуществляющим межотраслевое регулирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, аккредитации, метрологии, сертификации, интеллектуальной собственности, технического, энергетического, пробирного, промышленного и потребительского надзора.

Полное наименование Комитета:

  • на русском языке - Государственный комитет Республики Абхазия по стандартам, потребительскому и техническому надзору.

Сокращенное наименование Комитета:

  • на русском языке - Госстандарт.

Комитет является правопреемником Государственного управления "Абхазэнергонадзор" и Управления Республики Абхазия по государственному техническому надзору в результате их реорганизации согласно Указу Президента Республики Абхазия от 15.10.2014 г. N 233 "Об утверждении структуры Кабинета Министров Республики Абхазия".
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Абхазия, законами Республики Абхазия, актами Президента Республики Абхазия, Кабинета Министров Республики Абхазия, между народными договорами Республики Абхазия, а также настоящим Положением.
Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственной власти Республики Абхазия, органами местного самоуправления и организациями.
Комитет обладает правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Абхазия со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Местонахождение Комитета: Республики Абхазия, г. Сухум, ул. Гумистинская, 4.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Основными задачами Комитета в сфере стандартизации, сертификации и аккредитации являются:

  • Формирование и ведение государственной системы стандартизации Республики Абхазия с учетом международного опыта и обеспечение ее гармонизации с соответствующими международными системами.
  • Организация разработки государственных стандартов Республики Абхазия, осуществление их опытного испытания, утверждения и государственной регистрации.
  • Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, а также контроль за безопасностью товаров (работ, услуг).
  • Государственный надзор за соблюдением требований нормативно-технической документации в сфере услуг.
  • Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации.
  • Организация работ по испытаниям и обязательной сертификации продукции.
  • Руководство деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации.
  • Представление Республики Абхазия в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, аккредитации.
  • Определение правил применения в Республике Абхазия международных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций.



Основной задачей Комитета в сфере метрологии является организация и проведение работ по обеспечению единства измерений в Республике Абхазия.

Основными задачами Комитета в сфере потребительского надзора являются:

  • Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей.
  • Контроль за соблюдением нормативных правовых актов Республики Абхазия, регламентирующих правила и нормы в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, защите права потребителей на территории Республики Абхазия.
  • Координация деятельности органов государственного управления по вопросам контроля за безопасностью товаров.

Основными задачами Комитета в сфере интеллектуальной собственности являются:

  • Осуществление функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг в сфере правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Основными задачами Комитета в сфере технического надзора являются:

  • Осуществление государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности ведения работ и эксплуатации сооружений, оборудования и транспортных средств в промышленности, строительстве, морском, железнодорожном и воздушном транспорте, горном деле, системах энергообеспечения, связи, в работе гостиничных, туристических лечебно-оздоровительных комплексов, при проведении взрывных, погрузо-разгрузочных и научно-изыскательных работ.
  • Создание республиканского информационного банка данных по потенциально опасным промышленным объектам и иным сооружениям.
  • Выявление и содействие устранению причин, способствующих возникновению техногенных аварий, катастроф и производственного травматизма.
  • Проведение и надзор за мероприятиями по предупреждению и устранению вредного влияния работ на здоровье людей, окружающую среду, здания и сооружения.
  • Совершенствование и обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов и технической документации по безопасному ведению работ.
  • Технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений организуется для обеспечения соответствия строящихся объектов предусмотренным в утвержденных проектах технологическим, архитектурно-строительным и инженерно-техническим решениям, технико-экономическим показателям, а также требованиям нормативных документов. Наличие технического надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений не снимает ответственности с подрядных организаций за обеспечение качества строительства и готовности объектов к приемке в эксплуатацию.
  • Технический надзор на всех этапах строительства, приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Основными задачами Комитета в сфере надзора за генерацией и использованием электрической и тепловой энергии на территории Республики Абхазия являются:

  • Контроль за рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии физическими и юридическими лицами.
  • Контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами установленных договором лимитов и режимов потребления электрической и тепловой энергии и выполнением заданий по ее экономии.
  • Контроль за техническим состоянием электростанций, электросетевых объектов, электрических и теплоиспользующих установок энергоснабжающих организаций.
  • Контроль за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, устройств и оборудования.
  • Контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами требований государственного стандарта к качеству электрической и тепловой энергии.
  • Контроль за эксплуатацией по специальным правилам электрических и теплоиспользующих установок.
  • Контроль за техническим состоянием электрических станций и высоковольтных подстанций, сооружений энергетического назначения и объектов распределительной электрической сети, расположенных на территории Республики Абхазия, а также объектов энергетических и теплоиспользующих установок.
  • Контроль за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
  • Контроль за проведением с энергоснабжающими организациями мероприятий по бесперебойному и качественному электроснабжению физических и юридических лиц, а также соблюдением установленных норм качества электрической энергии.
  • Контроль за проведением физическими и юридическими лицами балансовых энергетических испытаний действующих и вводимых в действие, а также реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования.
  • Контроль за разработкой, утверждением и соблюдением физическими и юридическими лицами норм расхода электрической и тепловой энергии и заданий по их снижению.
  • Контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами правил устройства электрических установок, безопасной их эксплуатации и правил пользования электрической и тепловой энергии, правил технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок и других директивных и инструктивных документов по использованию электрической и тепловой энергии.
  • Контроль за обеспечением оптимального уровня компенсации реактивной мощности в электрических сетях и установках электроснабжающих организаций, промышленных предприятий и приравненных к ним других потребителей электроэнергии.
  • Контроль за состоянием учета производства, распределение электрических потерь у электроснабжающих организаций и потребления электрической и тепловой энергии физическими и юридическими лицами, правильностью применения действующих тарифов на электрическую и тепловую энергию.
  • Контроль за соблюдением правил устройства и безопасной эксплуатации паровых теплофикационных котлов, электрических котлов и электронагревательных приборов, используемых юридическими и физическими лицами.
  • Контроль за разработкой и проведением энергоснабжающими организациями мероприятий по обеспечению выполнения ими установленных заданий по предельному потреблению электрической энергии и мощности.
  • Контроль за разработкой и выполнением энергосистемой и энергоснабжающими организациями мероприятий по автоматизации и централизации, учета и контроля вырабатываемой, распределяемой и отпускаемой в сеть потребителям электрической энергии и мощности.
  • Контроль за соответствием требований принятых стандартов и норм (по обеспечению безопасности при применении) электрооборудования, включая взрывозащищенное оборудование для внутренних и наружных установок и взрывозащищенных электрических изделий, к которым предъявляются повышенные требования по безопасности.
  • Контроль за составлением актов расследования электросетевых аварий и травматизма на объектах энергетики, промышленных предприятиях и приравненных к ним потребителей.



Основными задачами Комитета в сфере промышленного надзора является организация и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и надзора за выполнением организациями при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов требований промышленной безопасности, содержащихся в нормативных правовых актах, а также в соответствующих нормативных технических документах.

Основными задачами Комитета в сфере пробирного надзора является осуществление пробирного надзора, государственного контроля при производстве, переработке, вывозе и ввозе в Республику Абхазия драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроля за исполнением организациями, осуществляющими производство ювелирных изделий и иной продукции с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Республики Абхазия.


ПРАВА КОМИТЕТА

Комитет в соответствии с действующим законодательством Республики Абхазия и настоящим Положением имеет право:

  • проводить государственный контроль и надзор за соблюдением физическими и юридическими лицами требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и сертифицированной продукцией, государственный метрологический контроль и надзор, контроль за безопасностью товаров и обеспечением прав потребителей;
  • привлекать технические средства и специалистов для проведения государственного контроля и надзора;
  • получать документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;
  • проводить, в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации, отбор проб и образцов продукции для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства субъектов хозяйственной деятельности;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи) использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении и оказании услуг;
  • выдавать предписания о запрещении или приостановке производства и реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия их обязательным требованиям государственных стандартов, а также о прекращении выпуска, реализации, изъятия из оборота и отзыве от потребителей товаров, работ и услуг, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей (граждан), окружающей среды;
  • запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки;
  • запрещать реализацию импортной продукции и оказания импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию, в случае, если ее необходимость установлена законодательством Республики Абхазия;
  • в случаях, предусмотренных законодательством Республики Абхазия, запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также не поверенных, гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показатели или просрочен межповерочный интервал, при необходимости изымать средства измерения из эксплуатации;
  • давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений установленных метрологических норм и правил, налагать штрафы на субъекты хозяйственной деятельности (испытательные лаборатории), в том числе на руководителей предприятий;
  • осуществлять двухстороннее и многостороннее сотрудничество с аналогичными организациями зарубежных стран в области компетенции Комитета;
  • производить контрольные закупки товаров (продуктов) с целью определения правильности расчетов с покупателями;
  • запрашивать у органов государственного управления и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц необходимые материалы и информацию для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета;
  • разрабатывать и внедрять методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета;
  • обращаться в суды, в правоохранительные органы с материалами в защиту прав и законных интересов Комитета;
  • давать заключения на проекты законов и иные нормативные акты, государственные программы, нормативно-технические документы, подготавливаемые органами государственного управления Республики Абхазия, в части вопросов, относящихся к компетенции Комитета;
  • издавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами нормативно-правовые акты, а также методические и инструктивные документы по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета;
  • обращаться в правоохранительные органы для привлечения в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение законодательных и иных нормативно-правовых актов Республики Абхазия;
  • созывать совещания руководителей организаций и их представителей по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;
  • инициировать вопросы о награждении сотрудников Комитета и организаций, в отношении которых Комитет наделен правами учредителя, государственными наградами и почетными званиями;
  • создавать координационные совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в сфере деятельности Комитета;
  • распоряжаться средствами государственного бюджета, предусмотренными на содержание Комитета и реализацию возложенных на него функций.



При осуществлении правового регулирования Комитет не вправе устанавливать и осуществлять не предусмотренные законодательством Республики Абхазия функции и полномочия органов государственного управления, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений прямо предусмотрена Конституцией Республики Абхазия, законами Республики Абхазия, актами Президента Республики Абхазия и Кабинета Министров Республики Абхазия.
Должностные лица Комитета могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключений по делу в целях защиты прав потребителей.
Комитет вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Комитет имеет право требовать от изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления должностными лицами Комитета Республики Абхазия законных полномочий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комитет возглавляет председатель, назначаемый Президентом Республики Абхазия по представлению Премьер-министра Республики Абхазия.
Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Кабинетом Министров Республики Абхазия по представлению Премьер-министра Республики Абхазия. 
Количество заместителей председателя определяет Кабинет Министров Республики Абхазия.
Кабинет Министров Республики Абхазия устанавливает предельную численность работников аппарата Комитета и размер ассигнований на его содержание.

Председатель:

  • распределяет должностные обязанности между своими заместителями;
  • утверждает штатное расписание Комитета в пределах, установленных Кабинетом Министров Республики Абхазия численности и фонда оплаты труда работников, смету расходов на содержание Комитета в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в государственном бюджете Республики Абхазия;
  • утверждает положения о структурных подразделениях Комитета;
  • назначает в установленном порядке на должность, освобождает от должности работников Комитета;
  • издает в соответствии с законодательством Республики Абхазия и настоящим Положением приказы и иные правовые акты, дает указания, обязательные для выполнения работниками Комитета, руководителями организаций, в отношении которых Комитет наделен правами собственника имущества;
  • подписывает в установленном порядке договоры по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
  • вносит в Кабинет Министров Республики Абхазия проекты правовых актов, других документов в соответствии с компетенцией Комитета;
  • принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций, в отношении которых Комитет наделен правами собственника имущества;
  • вносит в Кабинет Министров Республики Абхазия предложения по численности и размеру ассигнований на содержание Комитета;
  • решает в установленном порядке вопрос применения установленных действующим законодательством надбавок и премий сотрудникам Комитета;
  • утверждает уставы организаций, в отношении которых Комитет наделен правами собственника имущества, назначает на должность руководителей и их заместителей, согласовывает прием на работу главных бухгалтеров, осуществляет иные полномочия собственника в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
  • утверждает планы работ организаций, в отношении которых Комитет наделен правами собственника имущества, на кратко временный и долгосрочный периоды;
  • представляет в установленном порядке работников Комитета к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Республики Абхазия;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты сотрудников Комитета;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия, международные договоры Республики Абхазия межведомственного характера по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;
  • по поручениям Кабинета Министров Республики Абхазия подписывает международные договоры;
  • осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Абхазия.



Структурными подразделениями Комитета являются департаменты, управления и отделы по основным направлениям деятельности Комитета.
В Комитете могут быть организованы координационные и совещательные органы (советы, комиссии, рабочие группы), в том числе межведомственные, состав которых утверждает председатель Комитета. Организационно-техническое обеспечение их деятельности осуществляется аппаратом Комитета.
В Комитете образуется коллегия. В состав коллегии входят председатель (председатель коллегии), его заместители, руководители структурных подразделений Комитета, а также руководители организаций, в отношении которых Комитет наделен правами учредителя. По согласованию с иными органами государственного управления в состав коллегии могут входить их представители. 
Персональный состав коллегии утверждает Кабинет Министров Республики Абхазия.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности Комитета. Результаты заседания коллегии оформляются протоколом заседания коллегии. Решение коллегии реализуется приказом Комитета.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА

Финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Абхазия.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ КОМИТЕТА

Реорганизация и ликвидация Комитета осуществляется Президентом Республики Абхазия.

Задать вопрос
Необходимо заполнить все поля
Ваше имя
Ваши контактные данные
Ваш вопрос